Развитие законодательства о банкротстве.

Институт банкротства – это обязательное условие функционирования организаций в рыночной экономике. Процедура банкротства это важный инструмент регулирования имущественных отношений .

Процедуры несостоятельности (банкротства) в условиях современной финансовой политики относятся к числу важнейших средств антикризисного управления развитием экономической ситуации как Российской Федерации и ее субъектов, так и на муниципальных образованиях. Банкротство способствует отбору субъектов хозяйствования как наиболее приспособленных к деятельности в рыночных условиях. Процедуры банкротства также позволяют использовать самые эффективные способы управления «слабыми», т.е. финансово неперспективными организациями.развитие законодательства о банкротстве

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) начинаестся со средневековых итальянских торговцев – «ломбардцев» (менял, ростовщиков, банкиров), которые согласно традиции ломали скамью в торговом зале, на которой они сидели, демонстрируя этим прекращение платежей. Необходимость института банкротства обусловливается исключительно рыночными отношениями. Быстрое развитие экономики «новой экономической политики» в начале нашего века требовало создания в Гражданском процессуальном кодексе (ГПК) 1927 г. раздела, регламентирующего процедуру несостоятельности.

В последующем, исчезла необходимость и в признании участников хозяйственного оборота банкротами вместе с ликвидацией рыночных отношений. При недостатке собственных средств или нерентабельности существовала система списания долгов или дотаций. Неплатежеспособность была возможной только лишь при ликвидации в случае недостаточности у предприятия собственных средств. Взыскание накладывалось только на оборотные средства, тогда как на сооружения, здания, оборудование и др. активы, имеющие отношение к основным средствам, взыскание по претензиям кредиторов не обращалось. Долг в оставшейся части погашался.

Уже с 1986 г. повсеместно создавались кооперативы, в 1990 г. был принят уже довольно рыночный Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 года № 445–1, но по поводу необходимости создания закона о несостоятельности (банкротстве) велись пылкие дебаты. Только лишь в 1992 г. был принят первый российский послереволюционный закон о несостоятельности предприятии, дающий возможность признания хозяйствующего участника банкротом. Для ликвидации недостаточной проработанности его аспектов принимались постановления Правительства Российской Федерации и указы Президента РФ.

В последующем были созданы наиболее необходимые условия для реализации процедур несостоятельности (банкротства) на практике. В арбитражных судах в 1993 г. было возбуждено более сотни дел о несостоятельности, в 1994 г. – около двухсотсорока, в 1995 г. – 1108, в 1996 года уже 2618. В постперестроечный 1995 год были признаны несостоятельными (банкротами) 469 организаций, их них по 135 делам была назначена процедура внешнего управления и приостановлено производство по делу, а в 8 случаях произведена санация, заключено мировое соглашение в 27 случаях, были отклонены 143 заявления.

Достаточно медленный рост арбитражных дел о несостоятельности(банкротстве) был, обусловлен по большей части недостатками основного законодательного акта, который регулировал до недавнего времени аспекты банкротства, – закон о несостоятельности (банкротстве) предприятий, вступивший в силу с 1 марта 1993 года.

Все эти причины и необходимость приведения этого нормативного акта в соответствие с ГК РФ стали причиной принятия Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», который вступил в действие с 1 марта 1998 г, а далее Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года.

Поиск по сайту

Кто на сайте

Сейчас 30 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте